Приветствую Вас Гость | RSS

Моя История

Четверг, 25.04.2024, 20:11
Главная » 2009 » Март » 3 » Казачество
20:02
Казачество

Сильно дерево корнями, а Русь — казаками


 

Донские казаки – одна из ветвей казачьего народа, народа славянской речи, жившего на берегах Дона и его притоков. Донские казаки всегда составляли особое общество, возникшее из остатков донских и приазовских племенных образований. Далекие предки донских казаков в какой-то мере генетически связаны со скифским народом: Сака или Саха (реконструкция - см.рис),

 


часть которого известна греческим географам еще задолго до появления Христа, как Кос-Сахи или Белые Сахи («кос» по-скифски значило «белый»). На Дон имя Коссаков пришло рано: Гасагос, Касакос неоднократно встречается именно в Танаидских (подонских) инскрипциях античной эпохи. Судя по данным археологии, принесли их из Закавказья скифские племена, история которых отчетливо связана с историей казачьей.

 


В районе Иловли и Медведицы арабские географы помещают Сакалибов, Аз-Саков, Казаков. а персидские географы Бродников, первые предки донских казаков, а вторые неоспоримо и общепризнанные предки запорожских казаков. Венгерский король Бела IV в письме к папе Римскому Инокентию IV в 1254 г. писал о бродниках: "Страны, которые граничат с нашим королевством - Русия, Кумания, Бродния, Булгария", а византиец Никита Акоминат в своем слове в 1190 г. утверждал: "И те бродники, презирающие смерть, ветвь русских" (Ламанский В.П.)

По иным свидетельствам: (см. рис)

 

 


 «…Народ в малороссийской стороне глаголемый Козаки, свое имеют проименование в правду от древнего своего рода козарска; их же называли греки Хазарами, а Римляне Газарами. Язык был славянский, а жили сперва близ Меотийского озера, которое ныне называется Мертвым морем, в какое Дон река впадает (ныне Азовское.)…»


 

«...Название народа «Казаки», от Ас и Саки, есть собственное, о чем историки свидетельствуют в течение многих веков», - заявляет Е.П.Савельев. «Казачество выступило на историческом поприще под своим именем гораздо раньше Батыева нашествия и даже известно в глубокой древности: народ Казос по Дарету и Диту (ХШ в. до Р.Х.); Азы и Саки, или Азсаки, с гортанным придыханием, Казсаки или Казаки, по Страбону (I век по Р.Х.); Кушаки, по армянским историкам V века. (Георгий Монах, греческий историк); Казахи по Константину Багрянородному (Х в.) и по Нестору – Ясы и Косоги».

Таким образом, слово Казак не тюркского происхождения, а имя народа казаков, по названию которого Азовское море на картах арабы называли Казачьим, а турки город Азов – Азак – Казачьим городом.  Поэтому и земля, лежащая между Волгою и Днепром, Кавказскими горами и верховьями Дона, у разных народов в разные времена - Черкасия, Чигия, Алания, Казакия.
Народы Приазовья исповедовали христианскую веру с первых веков нашей эры, имели своих архипастырей, свою русскую письменность и храмы.

Усиление католичества и его противоборство с православным Константинополем сыграло драматическую роль и в судьбе казачества. Папа римский, послав своего представителя и договорившись с Тимучином, наводнил его орды своими инструкторами, снабдил порохом, укрепил чиновниками и стратегами и направил его армию в набег против православного населения Восточной Европы, татаро-монголы, пройдя огнем и мечом земли православных христиан, создали свою Золотую Орду на Волге. Казачье населения Приазовья не приняло участие в походах татаро-монгольских полководцев, но не выступило и на стороне русских князей, недовольное их удельными распрями, так, атаман Бродников Плоскиня, наблюдая битву на Калке, где русские князья были разбиты и положены под «достархан», из досок на котором был устроен пир победителями, а позже был принят на охранную службу в Золотой Орде, хотя прослужил там недолго, снова проявив характер. В дальнейшем взаимоотношения казаков с татаро-монголами резко меняются, в XIV веке татаро-монголы, приняв магометанство, стали притеснять христианское казачье население, и казаки вступили в союз с Князем Дмитрием Ивановичем и выступили против татар на Куликовом поле, где преподнесли Князю две иконы Донской Божьей Матери, перед битвой, и Гребневской Божьей Матери, после нее, за что татаро-монголы трижды прошли огнем и мечом по казачьим землям и многим казакам пришлось на целое столетие покинуть родные места, на засечные линии Российского государства. На основе иконы Донской Божьей Матери в дальнейшем воздвигнут в Москве Храм Донской Божьей Матери и возник Донской монастырь, а на основе иконы Гребневской Божьей Матери построен Храм Гребневской Божьей Матери в Москве на Лубянке.

В это же время (1386 г.) произошло соединение Литвы и Польши, в результате политики Ягайло началось постепенное утрачивание Литвой своего политического значения, усиливается польское дворянство, с новой силой вспыхивает борьба католичества против православия. В 1401 г. Венцеслав, по свидетельству Маркевича, разбил под Динабургом крестоносцев, имея в своем войске 37 тыс. казаков. В 1432-1440 годах гетман Рожанский учредил 10 полков по две тысячи казаков в каждом, дав полкам имена по названиям городов, из них выделились казаки, образовав в 1500 г. Запорожскую Сечь, как военную опору православия в польских владениях, в противоборстве с католичеством, в Запорожской Сечи в то время уже было более 2-х тыс. вооруженных казаков без семей. Все это свидетельствует, что казаки организовались намного раньше, чем об этом свидетельствует официальная историография.

В 1569 г. официально оформилась Уния Литвы и Польши, где верховенство взяли представители католического Рима – иезуиты. Сигизмунд 3 (1587-1633 г.г.) попадает под влияние католиков, начинается гонение на православие, главной опорой православных христиан в кровавой борьбе становится православное духовенство, крестьяне и казаки.
Освобождение Московского государства от татаро-монгольского ига позволяет расширить его владения: в 1510 г. присоединен Псков, в 1520 г. Рязанское княжество, в 1523 г. Северская земля, присоединение их положило конец удельным распрям князей, укрепило Московское государство.

В 1502 г. Крымский хан Менгли-Гирей истребляет Золотую Орду и кыпчакское государство окончательно разрушается, разделившись на Крымское ханство, с вассальной Ногайской ордой, и Казанское ханство, что значительно ослабляет их.

Иван Грозный в 1552 г. покоряет Казанское ханство, во взятии Казани значительную услугу Ивану IV оказали казаки, в 1556 г. покорено Астраханское ханство и, вся территория по Волге и Уралу становится владением Московского государства.

Значительно усилившись, разгромив боярское сопротивление (опричнина) и создав стрелецкие войска, Иван Грозный, помня заслуги казаков в покорении Казани (Указ о пожаловании Дона с речками и местечками атаману Ермаку со товарищи) и Астрахани, а также несение сторожевой и станичной службы (сопровождение послов), в 1560 г. отпустил на Дон «казаков многих» и «Освободил их во все города ездити торговати» (Синодальная летопись), В.Н.Татищев в своем «Лексиконе» так говорит об этом: «… а когда Иван IV ногайских татар в Месчеру перевел, тогда оные казаки из Месчеры все на Дон переведены». Таким образом, легальное массовое переселение с московских «украин» на независимый Дон, надо считать 1560 год. Иван Грозный не только удовлетворил желание казаков признать их права на Дон «до тех мест, как им надобно» (А.И.Ригельман), но и приказал написать в Грамоте «кто, буде, дерзнет сих Донских Казаков с мест их сбивать, тот да будет проклят на веки веков». А.И.Ригельман, генерал на московской службе, свидетельствует, что слышал в Черкасске рассказы стариков об этой Грамоте, которая хранилась в Черкасском соборе и была отдана Петру I, которую он не вернул, но списки с нее зачитывались каждый год на станичных кругах в день Покрова Богородицы.
Когда права низовых казаков были признаны царем, двинулись на Дон и другие казаки, которые оказались в границах Московского государства, которые были «служилыми людьми» с семьями. Когда казаки утвердились вновь на Дону «в отчих краях» и его берега оказались вне опасности, вольные казаки тоже устремились на Дон. Титул «Великое Войско Донское» стал употребляться после Русской Смуты, когда в 1613 г. атаманы Смага Чершенский и Епиха Радилов объединили все городки в единое Войско Донское.

Если вспомнить, что закрепощение крестьян на Руси было завершено Уложением 1590 г., то окажется несостоятельным утверждение историков, что «казаки, люди беглые», так как другие исторические источники утверждают (Дневник Стефана Батория), что «атаманы Ермак Тимофеевич и Василий Янов в 1581 г. были с Донскими казаками под Могилевым», там записано недвусмысленно с Дону и московских (казаков) 1000 на конях», к этому времени уже были казаки Донские, Гребенские, Терские и Яицкие.

 


В 1582 г. атаман Ермак Тимофеевич бьет челом Московскому царю и преподносит Царство Сибирское, а в 1591 г. царь посылает наказ воеводам Слуцкому и Пушкину, в котором приказано с 1000 Волжских и 500 яицких казаков идти на Терек против Шамхала Тарковского.
Большая Советская энциклопедия так трактует определение казачества: «Казачество, военное сословие в дореволюционной России 18 в. – нач. 20 в. В 14-17 веках – вольные люди, свободные от тягла и работавшие по найму, главным образом на различных промыслах, а также лица, несшие военную службу на окраинах страны, т.е. вольные казаки» (БСЭ, т.11, с.175).
Возникает вопрос: какое сословие в дореволюционной России имело свою государственность (Великое Войско Донское), свою территорию: при Федоре Алексеевиче «Владения Донских казаков», при Петре I «Юрты Донских казаков», на картах от Екатерины II до 1870 г. «Земля Донских казаков»; свою дипломатическую службу (с 1608 г. сносились с Москвой через Посольский Приказ зимовыми и легкими станицами), посылало своих послов в Турцию, Польшу, Крым; имело флот и армию, в которой были кавалерийские полки, артиллерия и пластуны, свой банк и свои денежные знаки? При Екатерине II казаки стали дворянами, а при Александре I появились среди казачества – торговые казаки, были свои священники. Это что? Многосословное сословие? И, наконец: какое сословие имело свой язык, культуру, традиции, свои обряды? Какое сословие имело свое правительство, Казачий Круг?
Осуществить все это и иметь мог только народ! Народ, со своей многовековой гражданской и военной историей, самобытный, со своим историческим, культурным, духовным и хозяйственным укладом.

Донское и днепровское казачества дали основу для развития в дальнейшем многим казачествам России, распространившись от Днепра по Дону, Кубани, Тереку, Волге, Уралу (Яику), Сибири, Семиречью, Алтаю, Забайкалью, Уссури, Амуру. Причем надо учитывать, что Запорожская Сечь, как военная организация днепровских, днестровских и бугских казаков, Донское, Яицкое, терское казачества появились в процессе самоорганизации, а вот другие казачьи войска были созданы по волеизъявлению Царя-батюшки, а Енисейское и Иркутское возникли в результате подъема самосознания казаков в период после Февральской революции в России.

В начале XVIII века казачьи общины были преобразованы русским Царем в иррегулярные «русские» войска, составившие Оборонный пояс России. В 1721 г. они перешли в ведение Военной коллегии, а в дальнейшем из «служилого народа» превратились в «военное сословие». Постепенно была ликвидирована автономность управления и демократия Казачьего Круга (Петр I), выборность атаманов и старшин, которые стали назначаться верховной властью, часто не казачьего происхождения…

Казачество принимало активное участие во всех войнах Российской империи от Ливонской войны до наших дней, покрыло себя неувядаемой славой, принесло немало славных побед Отечеству.
Казачество выделило ряд выдающихся деятелей, вписавших свои имена в историю России: Ермак Тимофеевич, Атласов В.В., Дежнев С.И., Поярков В.Д., Хабаров Е.П. – известные первопроходцы; Пржевальский Н.Н., Гродеков Н.И., Потанин Г.Н., Мушкетов И.В., Бородин Н.А. - известные путешественники, ученые; Шолохов М.А., Краснов П.Н., Гиляровский В.А., Паустовский К.Г., Серафимович А.С., Петров-Бирюк Д.И. – известные писатели; Погодин Н.Ф. – драматург, Суриков В.И., Дубовской Н.Н., Крылов И.И., Греков М.Б. – художники; Власов С.Г., Сафонов В.И., Ершов И.В. – деятели культуры, певцы, музыканты; Ханжонков А.А. – кинодеятель; Листопадов А.М. – фольклорист, музыкант, собиратель казачьих песен; предводители народных восстаний: Разин С.Т., Пугачев Е.И., Булавин К.А.; революционер Генералов В.Д.; конструктор стрелкового оружия Токарев Ф.В.; профессора и академики: Мушкетов И.В., Павлов М.А., Лукьяненко П.П.; полководцы и военные: Платов М.И., Бакланов Я.П., Ткачев В.М., Карбышев Д.М., Головко А.Г., Шапошников Б.М., Штеменко С.М. и великое множество других имен, приумноживших славу России.

Нелегкой, а порой и трагической была судьба казаков, много раз их пытались уничтожить и «свести с Дона» и других исконно казачьих земель. Трагедия казачества продолжается и в наше время. Но это – тема отдельного разговора.
Категория: История | Просмотров: 6178 | Добавил: spor | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 5
1 Наталія  
0
Надо говорить козаки, а не казаки. Не знаю, откуда ваши произошли, а козаки одни только есть - это наши Запорожцы, и слово тюрское, означает "воин на коне", а вашу теорию первый раз слышу. Москали мастаки фальсифицировать историю и примазываться к нашей Руси Киевской. Русь была одна - Киевская, а вы называетесь Московией. Может и были на Кубани народностис названием от слова азы или саки, как там, но основная масса козаков переселенцы с наших украинских степей. Об этом и язык говорит и пести наши украинские и танцы, просто смешались с кавказцами.

2 Евгения  
0
Наталия, значит,если "москали", покинув территорию Киевской Руси и основав Московию, потерли моральное право связывать себя с Киевской Русью, то и нынешние украинцы, не живущие в Украине, не имеют на это права? Народы разные, собственность (хотя бы воображаемо-историческая) разная? Надо ли вам это за политиками повторять?
К статье сильно можно придраться, но интересно почитать, вот только картинки больно страшные.

3 Qazaqbatyr  
0
Донские казаки – одна из ветвей казачьего народа, народа славянской речи, жившего на берегах Дона и его притоков. Донские казаки всегда составляли особое общество, возникшее из остатков донских и приазовских племенных образований. Далекие предки донских казаков в какой-то мере генетически связаны со скифским народом: Сака или Саха
__________________________________________________________________
если что Казаки и Казахи одно и тоже. Начало донских казаков идет средней Азии. Казаки присоединились к славянам и приняли Хрестьянство. а мы Казахи присоединились к монголам а потом приняли ислам!!!!!!!!!!

4 Казах  
0
читал-читал... потом устал читать эту чушь....

все что прочел, я так же читал и про казахов.... кто-то взял просто из этого текста изменил букву "х" на "к"... и добавил Русь и Киев...
саки и скифы это предки казахов...!!!
придумают же Москаля...


5 A. Antiv  
0
Само по собі прочести цікаво, хоча автори з одного боку не висвітлюють себе, а з іншого, протирічатьісторичним відомостям!

Имя *:
Email *:
Код *: