Приветствую Вас Гость | RSS

Моя История

Четверг, 25.04.2024, 04:17
Главная » 2009 » Март » 7 » Александрийская библиотека
10:21
Александрийская библиотека

Когда Александр Македонский прибыл на место нынешней Александрии, здесь была небольшая рыбацкая деревушка Ракотис. В окружении прославленного полководца, наряду с военачальниками, историками, зоологами, ботаниками и танцовщицами, был и архитектор Дейнократ. Он предложил Александру Великому «план, достойный его славы», но не знакомый с планировкой городов полководец только посмотрел на проект и сказал: «Я вижу, Дейнократ, что твой рисунок прекрасен, и он мне нравится … и, хотя я считаю, что твой труд заслуживает признания, я не могу одобрить твой проект. Но я хочу, чтобы ты остался у меня, ибо намерен прибегнуть к твоим услугам».

Своего «звездного» часа Дейнократу пришлось ждать до тех пор, пока в 332 году до нашей эры Александр Великий не стал владыкой Египта и фараоном. Когда царь увидел между морем и озером Мариут естественную гавань, прекрасное место для порта, плодородные египетские нивы и близкий Нил, вот тогда он и повелел Дейнократу возвести здесь город.… Этот город получил имя выдающегося завоевателя – Александрия.

Когда 13 июня 323 до н.э. в возрасте тридцати трех лет Александр Македонский внезапно скончался в своем вавилонском дворце, Александрию тут же сделал своей резиденцией, один из его приближенных правитель Египта, македонский полководец Птолемей. Тело царя было перевезено им в Мемфис, а затем и в Александрию, где уже была воздвигнута гробница.

Уже через 50 лет после основания, Александрия была крупным городом с населением свыше 300 000 человек. В течение семи веков Александрия оставалась столицей Египта, являясь одним из величайших центров экономики и культуры того времени. Свидетельства многих античных авторов воссоздают красочную жизнь Александрии – столицы последнего египетского царства, столицы эллинистического мира, величайшего центра наук и искусств. Известный ученый Афиней, живший некоторое время в Александрии, назвал ее «золотым городом».

История сохранила описание гигантского маяка на о. Фарос в Александрии.

На северной оконечности о. Фарос, образующего защищенную гавань перед городом, находилось одно из чудес света – Фаросский маяк в виде высокой многоярусной башни, который, простояв тысячелетие, в пятнадцатом веке обрушился во время сильного землетрясения. На верхней платформе маяка, под куполом, горел огонь. Система зеркал из полированного гранита усиливала сияние пламени так, что его видели на расстоянии 90 километров. По сведениям историков, его высота равнялась 150—180 м.


В одной из своих книг «География» географ Страбон описывая свои впечатления, говорит, что в городе «есть прекраснейшие общественные здания и царские дворцы». Царский район был окружен стеной и представлял собой неприступную крепость, которую охраняла царская гвардия. Одну из частей дворца занимал знаменитый Храм муз – Мусейон, объединенный с библиотекой, возведенный в третьем веке до нашей эры усилиями Деметрия Фалерского, ученика Аристотеля.

Сюда стали стекаться лучшие ученые того времени. Здесь в разное время работали великие мыслители: Архимед, Страбон, Зенодот. Работая в Александрии, Эвклид создавал геометрию, Аристарх Самосский предположил, что Земля вращается вокруг Солнца, Эратосфен с поразительной точностью вычислил окружность нашей планеты, Герофил анатомировал человеческое тело и пришел к выводу, что разум находится в голове, а не в сердце, Каллимах, составивший расширенное описание находившихся в библиотеке рукописей. Ныне утраченная, эта работа сохраняла свою значимость справочника по древней литературе и в византийскую эпоху. Ученые в Александрии славились своими трудами по геометрии, тригонометрии и астрономии, языкознанию, литературе и медицине, а также по истории мира и алхимии. Предание гласит, что здесь был осуществлен перевод еврейских писаний на греческий язык и создана знаменитая Септуагинта. Мусейон стал центром образования и науки в эллинистическом мире и представлял собой прообраз Академии наук.

Но самой изумительной достопримечательностью Александрии была, конечно, Bibliotheca Alexandrina – Александрийская библиотека.

Точное местонахождение Алек­сандрийской библиотеки до сих пор неизвестно. Однако ученые предполагают, что собственно здание Александрийской библиотеки располагалось в Брухейоне, среди дворцового комплекса, как часть выше упомянутого Мусейона.

В отличие от позднейших римских библиотек, Александрийская библиотека сначала не была публичной: она предназначалась исключительно для нужд членов Мусейона и царской семьи. Библиотека состояла из десяти больших залов, облицованных белым мрамором. В залах стояли столы для чтения и письма, а около них – удобные кресла и мягкие ложа. Это было связано не только с созданием комфортных условий для работы, но и со стремлением обеспечить сохранность свитков.


И только около 235 до н. э. Птолемеем III для более широкого круга читателей и учёных была создана меньшая по размерам «дочерняя библиотека», в другом городском квартале, на берегу канала в храме бога Сераписа – величественном Серапеуме. Александрия славилась своими храмами, но Серапеум считался самым знаменитым. Он был столь прекрасен, что историк Аммиан Марцеллин, известный своим красноречием, уверял, будто бессилен его описать. Особенно красивы были многочисленные внутренние дворики, окруженные колоннадой, тенистые аллеи, дышащие жизнью статуи, рельефы, фрески. «Все это украшает Серапеум в такой мере, - писал Аммиан Марцеллин, - что после Капитолия, которым увековечивает себя достославный Рим, ничего более великолепного не знает вселенная».  Такое расположение для библиотеки не случайно, – библиотека считалась святым местом, не уступающим по значимости религиозным храмам. Перед вхождением в ее хранилища совершался обряд очищения.

По утверждению некоторых ученых, царская библиотека, с момента основания затмила своей популярностью самый знаменитый культурный центр того времени – библиотеку в Пергаме. Это и не удивительно,  ведь общеизвестно, что в Александрийской библиотеке хранилось около миллиона выдающихся папирусов, древних манускриптов, уникальных каменных и вощеных табличек с клинописью и иероглифами, и других редчайших текстовых творений по всем отраслям знаний. В библиотеке хранились произведения на самых разных языках. Считалось даже, что в мире не существует ни одного ценного произведения, копии которого не было бы в Александрийской библиотеке. (Для сравнения, в XIV веке в библиотеке Сорбонны находилось самое большое собрание книг – 1700 экземпляров).


Нетрудно предположить, что основу библиотеки составили раритеты, добытые еще во время походов Царя Александра. Учитывая географию его победоносных завоеваний, трудно даже вообразить – что это был за материал…

Можно только с завистью догадываться…

Известен факт, что Птоломей II не торгуясь, купил для библиотеки книги из собрания Аристотеля. Редкие свитки приобретались им также в Афинах и на острове Родос.


Вообще проблема пополнения Александрийской библиотеки решалась своеобразно.

Существует легенда о приказе правителей Александрии стражникам обыскивать каждый заходящий в порт корабль, чтобы найти какие-нибудь рукописи с целью пополнить свою коллекцию. И если свитки находили, то оставляли их у себя, а владельцам возвращали копии.

По другой легенде, Птолемей III за оригиналы трагедий Софокла, Эсхила и Эврипида, которые было обещано скопировать и отправить обратно, в качестве залога заплатил афинскому архиву огромную по тем временам сумму в пятнадцать талантов. В Афинах оригиналы этих текстов больше не видели, – обратно он отправил копии.


Однако славу Александрийской библиотеке принесли не столько колоссальные размеры ее фондов, и даже не то, что она стала собранием поистине уникальных рукописных шедевров со всего мира. Самой легендарной страницей истории библиотеки стала ее исчезновение.

Практически все, что касается утраты библиотеки, покрыто тайной. На сегодняшний день мы располагаем лишь смутными легендами.

Известно, что Александрийская библиотека неоднократно страдала от пожаров.

Так, при взятии Александрии легионами Юлия Цезаря в 48 – 47 гг. до н. э., в городе (и библиотеке) бушевал страшный пожар, и часть книг сгорела. Считается, что впоследствии здание библиотеки было восстановлено. За счёт библиотеки города Пергама Марк Антоний пополнил её фонд и, после этого, она просуществовала еще более трех веков.

Библиотека вновь горела в 273 г. при подавлении бунта царицы Зенобии войсками римского императора Аврелиана. Предполагается, что тогда часть уцелевших книг была перенесена в Серапеум, а часть – была вывезена в Константинополь.

В течение последующих 120 лет в Серапейоне – храме языческого бога Сераписа продолжала функционировать «малая» библиотека.

Когда в 391 г. христианский император Феодосий I Великий повелел уничтожить все храмы, статуи и книги язычников, в Александрии произошли столкновения между христианскими фанатиками и язычниками. По приказу Патриарха Теофила (Феофила) был разрушен языческий Серапеум, а вместе с ним уничтожены и древние рукописи, как «носители языческой ереси». В некоторых источниках говорится о том, что подстрекаемые патриархом Феофилом, ревнители христианства, топили баню манускриптами из Александрийской библиотеки. Сотни тысяч скриптов было уничтожено. Но так ли случайно было это рвение уничтожить неугодную языческую религию? Чтобы выяснить это сделаем небольшое отступление.


Языческая религия, требуя лишь соблюдения внешних обрядов, оставляла известный простор для свободы мысли. Христианство же требовало полного подчинения, безоговорочного признания установленной догмы. Надежда на загробное блаженство привлекали бедноту; проповедь смирения и покорности умеряла её сопротивление. И, хотя христиан было ничтожно мало, к началу IV в. они успели создать исключительно крепкую организацию, умевшую влиять на массы. Именно такая религия была наиболее подходящей для монархии, возглавляемой «святейшим» императором. Становится понятным, почему в 313 году император Константин «Миланским эдиктом» отменил гонение на христианство. Более того, — он возвращал им все прежде конфискованные церкви и церковное имущество. Из гонимого учения христианство становилось «церковью торжествующей». Константин даровал христианской церкви ряд весомых привилегий. Теперь она получила право принимать наследства и дарения, что при быстрых успехах христианства сделало её менее чем за столетие обладательницей десятой части всех земель империи, а священники высшего эшелона – епископы, получили права наравне с Сенаторами. За 12 лет после отмены гонения от практически уничтоженной горстки Христиан, религия разрастается до огромных размеров.

В 325 г. в городе Никее по желанию императора Константина был собран первый, так называемый «вселенский», собор епископов. Это было сделано, в первую очередь для того, чтобы избежать наметившегося раскола в христианстве. Суть проблемы была в противостоянии, возникшем между Александрийским пресвитером Арием, который утверждал, что Христос не извечен, так как сотворён богом-отцом, а, следовательно, ниже отца и не равен, а только подобен ему, и «правоверными» христианами, возглавляемыми Афанасием, который вскоре сделался епископом Александрии. Они доказывали, что Христос вечен, равен и единосущен богу-отцу, а возникшие из этого тезиса противоречия объявляли недоступной разуму божественной тайной.

                                        

Разгоревшийся было спор, был разрешен на «Вселенском соборе» в пользу Афанасия, и осудил положения Ария. (Удивительно, но на первом Христианском собрании, никому даже в голову не пришла мысль обсудить фундамент религии – вопрос о "Священном Писании", и вопрос далее игнорируется на протяжении 52 лет.)


Почему именно так? А дело в том, что в начале 300-х годов, человек ныне известный как святой и один из отцов-основателей христианской церкви, Афанасий Александрийский (Athanasius of Alexandria) именно там, в Александрийской Библиотеке, единолично переработал 27 лично им выбранных из множества манускриптов, в качестве фундамента Нового Завета, которые стали сегодняшним Евангелие. Может ли писание быть святым, если оно отобрано единственным человеком, заслуга которого в противостоянии Арию на первом христианском совете?

Как мы помним, - в библиотеке преимущественно хранились оригиналы. И нет никакого сомнения, что в данном случае оригиналы были на Арамейском языке. Среди прочих возникают вопросы и о точности перевода, и беспристрастности переводчика.

Так вот, в 367 году теперь уже Патриарх Александрии - Афанасий Александрийский огласил полный список Нового Завета. В 382 году Римский папа Дамаз, обнародовал тот же список, ранее упомянутый Афанасием, а в 397 году, Карфагенский Синод принимает этот же «Новый Завет» полностью, за исключением «Послания к Евреям».

Т.е. получается, что разрушение Серапеума в 391 г, а вместе с ним уничтожение древних оригинальных рукописей просто заметание следов перед Карфагенским Синодом? Может быть, это и не так, но возможность пересмотра провозглашенных положений христианства была теперь исключена.

Уцелевшие остатки рукописей погибли, видимо, в VII  – VIII веках, после завоевания Египта арабами. Известно предание, гласящее, будто в 646 г. халиф Омар ибн Хаттаб дал повеление полководцу Амру сжечь Александрийскую библиотеку, сказав при этом: «Если в этих книгах говорится то, что есть в Коране, то они бесполезны. Если же в них говорится что-нибудь другое, то они вредны. И в том и в другом случае их надо сжечь». О чем и свидетельствует мусульманский историк Абд аль-Латиф (1160-1231): «Александрийская библиотека была сожжена Амр ибн аль-Асом по приказу Омара-победителя». Омар был противником и мусульманских книг, придерживаясь всё того же принципа: «Книги Бога нам достаточно». Так что вполне естественно, что именно он завершил дело, начатое Юлием Цезарем и продолженное Аврелианом и прочими.

Если Александрийский Маяк разрушило время, то Александрийскую Библиотеку – несомненно, уничтожили люди. Сейчас трудно приписать гибель библиотеки какому-то одному событию или же однозначно обвинить в этом кого-то - язычников, христиан либо мусульман. Среди специалистов нет единого мнения о гибели библиотеки, и ученые по-прежнему спорят, как и когда она исчезла.

Какой бы ни была причина исчезновения библиотеки, ее гибель, в первую очередь, означает, что навсегда исчезла огромная сокровищницы знаний. Хочется надеяться, что те рукописи, которые может быть, каким-то чудом сохранились в частных библиотеках и коллекциях, когда-нибудь все же, станут интеллектуальным достоянием всего человечества.
Категория: Легенды (гипотезы) | Просмотров: 3670 | Добавил: spor | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: