Наверное, редкий представитель Славянских народов не задумывался над перспективами общественного, а в перспективе, возможно, и государственного Общеславянского объединения. Многие махнут рукой и скажут – утопия! – Но, согласитесь, – мысль не лишена естественного культурного основания, – а уж как заманчива и пленительна! – от реальности перспектив и близости желаемого захватывает дух!!! Те несомненные выгоды, которые сулит воссоединение великой Славянской семьи, не могут оставить равнодушными сторонников и друзей славянских народов. Но в то же время – ужасают и повергают в трепет их исторических оппонентов. Именно поэтому у всех попыток славян хоть как то сблизиться всегда находятся «непреодолимые» препятствия, без устали возводимые сторонниками теории «западных» жизненных ценностей. Они конечно же преуспели в развитии, и бессчетном количестве раз подчеркивании, этнических особенностей, которые отличают культуру одних славянских народов от других. – Заметьте, всегда обязательно появляется некто, который указывает, по каким параметрам «мы не такие, как все». Было бы глупостью отрицать, что каждому этносу свойственно и, в какой-то степени, лестно осознавать себя особым, отличным от других, народом. Но начиная эту более чем опасную игру с национальным самосознанием, в конце концов, он, народ в угоду чуждым для славян интересам, начинает противопоставлять свою нацию другим, а прежде всего – родственным. Чтобы осознать это просто вспомните давний спор России и Польши, или более свежий – России и Украины. Самое обидное, то, что почему то при этом сразу же забываются, и, я бы сказал – нарочито не замечаются, древние, гораздо более древние чем и христианство и ислам, кровные родовые связи, а прошлые заслуги друг перед другом – вообще в расчет не берутся. – К примеру, полностью преданы забвению та взаимная поддержка и единение, зачатки которого проявились со второй половины XVIII века. Именно в это время по дряхлеющей Европе прокатилась волна национально-освободительного движения чехов, словаков, поляков, а затем – болгар, сербов, хорватов, словенцев... Первые отделяют себя от германцев, австрийцев и венгров, последние – от турков, венгров, австрийцев, греков... Господствующие нации империй слабели, и их давление на другие народы государства воспринималось теперь как нечто отрицательное, – то от чего необходимо избавиться. Но одно дело вырваться из состава чуждой и по крови, и по духу империи, другое – объединиться с себе подобными, на принципах равенства и древнего кровного братства. Как встарь, изначально – объединиться в самый жизнеспособный и могучий Народ в мире, для того, чтобы те, от кого отделились, поняли: этот народ – непобедим и вечен, и с ним необходимо считаться. Как считалась с Русью неоднократно покоренная руссами надменная прежде Византия. Но что предпринять и как необходимо действовать, нам, современным славянам, чтобы объединиться с себе подобными? Чтобы стать сильнее, чтобы выжить в реалиях современного мира и обеспечить процветание своим потомкам, своим странам. Дело в том, что идея объединения славян вовсе не нова. Эти идеи витают в воздухе постоянно. Они носят то экспансивно-завоевательный, то освободительный, то просветительский, то дружественный характер. Еще во второй половине XVII века хорват Юрий Крижанич выступает с идеей создания всеславянского языка. В XVIII веке то тут, то там раздаются голоса об общности славян, их исторических традиций, культур. В 30-60-е годы XIX века у разных славянских народов возникают националистические кружки и сообщества, которые, с одной стороны, имеют политическую направленность, а с другой, – культурно-просветительскую. Учёные по крупицам собирают и классифицируют древние рукописи, памятники старины, предметы славянского быта, фольклор, составляют всевозможные этнографические описания, изучают и сопоставляют славянские языки. Общественные деятели всячески пропагандируют национальную самобытность славян, отстаивают права славянских народов, живущих в пределах могущественнейших империй XIX века (Австро-Венгерской, Османской, Российской), говорят о необходимости помнить свои корни, культивировать идеи общинности. Деятельность националистических кружков и сообществ выливается в сильные общественно-политические и культурные движения. В России это движение славянофильства (И.В.Киреевский, К.С.Аксаков, А.С.Хомяков, К.Леонтьев, Н.Данилевский), у чехов - панславизма (Я.Коллар, Л.Штур, П.Й.Шафарик, К.Крамарж), у южных славян, в частности, в Хорватии, Славонии, - иллиризма (Л.Гай, И.Кукулевич-Сакцинский, П.Прерадович, В.Бабукич). Их идеи находят воплощение в публицистике, в художественной литературе, в изобразительном искусстве, где авторы стремятся отобразить национальные особенности как отдельных славянских народов, так и славянства в целом. В университетах создаются славистические кафедры, члены которых активно занимаются сбором и анализом этнографических, языковых и культурных материалов. Под славистику теперь подведен прочный научный фундамент, основанный не на слабых ощущениях единства, а подкрепленный конкретными культурными, языковыми и историческими фактами. Окунувшись в «темный омут истории», хочется сказать, что история культуры, пожалуй, наиболее благодатная тема для исследований, потому как она не опошляется историками и не «ложится под каждого, кто придет к власти», как обычная история. Вероятно, именно поэтому мне было так приятно еще раз убедиться в общих культурных корнях славянских народов. И если нас пока не может объединить субъективная, по своей сути, история, пусть нас объединяет наша общая Славянская культура... Есть такая хорошая поговорка: кто выстрелит в Прошлое из пистолета, в того Будущее выстрелит из пушки… Что такое будущее? Каким оно станет через несколько десятков лет? Что ждет нас там, за такой размытой и непонятной, но в то же время точно и навсегда определенной чертой, где настоящее уже стало прошлым, а прошлое превратилось в далекую историю, которая, мы знаем, когда-то была частью бытия человечества? Эти вопросы вечны, как вечна и сама жизнь. Люди всегда искали ответы на них, пытались заглянуть в свое будущее, предугадать его. Но и старались не забывать того, что было в прошлом. Ибо, как сказал один философ (Тадеуш Котарбиньский) – прошлое, хранящееся в памяти, есть часть настоящего. Поэтому, я думаю, нам просто необходимо по мере сил изучать нашу историю и культуру, пропагандировать эти знания о нашем общем славном прошлом. Ведь именно на нем покоится нынешний порядок вещей и наше будущее развитие. Только зная и любя свою Землю, свою Родину мы можем добиться ее благоденствия, а значит, и благополучия для себя, своих детей и внуков. В наших руках – общее будущее наших стран и наших народов, всей своей историей вновь и вновь доказывающих всему миру и природе право на процветание на этой планете.
Ю.Ладыженская
|