- популярная русская народная песня, повествующая о трудной судьбе воина
и его борьбе с врагами, и с самой смертью, которая принимает образ птицы — чёрного ворона. Как многие русские песни, «Чёрный ворон» заставляет слушателей задуматься о судьбе русского воина в истории.
Кузьмин, Аполлон
Григорьевич (8
сентября 1928 – 9 мая 2004) - родился в селе Высокие Поляны Пителинского района
Рязанской области в семье сельского фельдшера. В 1956 г. Кузьмин окончил
исторический факультет Рязанского государственного педагогического института. В
1963 г. защитил в МГУ кандидатскую диссертацию «Рязанское летописание» и в 1971
г. докторскую – «Начальные этапы древнерусского летописания». Продолжал лучшие
традиции дореволюционной русской исторической науки. Кузьмина опирался на
глубокие корни «малой родины» – Рязанской земли, что проявилось в его
народничестве и народолюбии.
Был блестящим, общественно активным публицистом. В 1969-1975
гг. А.Г. Кузьмин состоял заместителем главного редактора журнала «Вопросы
истории», в 1982-1991 гг. был членом редколлегии журнала «Наш современник». О
характере его публицистики дает представление сборник статей 1990-х гг.
«Мародеры на дорогах истории».
Глубоко
русский человек, А.Г. Кузьмин писал о мистификации «русской идеи», которую
объяснял запутанностью вопроса об этнических истоках Древнерусского
государства. Сам историк придерживался мнения о разноэтничности славян и
племени «русь», - опирался на древнюю традицию, отраженную в источниках Х-Х
VIII вв.
Соловьев,
Сергей Михайлович (5 мая 1820 – 4 октября 1879) - один из крупнейших
русских историков, сын московского священника. Окончил I отделение философского
факультета Московского университета (1838—1842). Сильное влияние на Соловьева
при изучении предмета русской истории оказал Т. Грановский. Курс Грановского
внушил Соловьёву сознание необходимости изучать русскую историю в тесной связи
с судьбой других народностей и в широкой рамке духовной жизни вообще. Работа за
границей (1842 - 1844) в качестве домашнего учителя в семье графа Строганова,
дали Соловьёву возможность слушать профессоров в Берлине, Гейдельберге и
Париже, Праге, и вообще, всмотреться в строй европейской жизни. В 1845 году
занял в Московском университете кафедру русской истории, остававшуюся вакантной
после ухода Погодина. Опубликованные работы выдвинули Соловьёва, как крупную
научную силу с оригинальным умом и самостоятельными воззрениями на ход русской
исторической жизни, окончательно установив за ним репутацию первоклассного учёного. Западник по убеждениям, но не отталкивал и славянофилов. Идеалом Соловьёва была твёрдая самодержавная власть в тесном союзе с лучшими
силами народа. Над «Историей России», славой его жизни и гордостью русской
исторической науки, Соловьёв неустанно работал 30 лет.
Костомаров,
Николай Иванович (4 мая 1817 – 7 апреля 1885) - русский историк. Родился
в старинной дворянской семье. Внебрачный сын помещика и крепостной крестьянки.
Этнограф, писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1876). Один из
руководителей Кирилло-Мефодиевского общества. Сторонник украинской
культурно-национальной автономии. На первых этапах своего творчества находился
под влиянием революционно-космополитических элементов (Герцен, Чернышевский и
т.д.), но впоследствии порвал с ними. Костомаров рассматривал русское
государство как соединение «двух начал» - вечевого и единодержавного. Главный
упор в своих исторических трудах он делал на исследование быта, народной
психологии и духа народа. Резко выступал против еврейского засилья в
Малороссии. Основное сочинение – «Русская история в жизнеописаниях ее
главнейших деятелей».
Ключевский, Василий Осипович (16 января 1841 - 12 мая 1911) - русский историк, сын
сельского священника Пензенской епархии. В 1861 г. поступил на
историко-филологический факультет Московского университета, где слушал Ф.М.
Буслаева, Б.Н. Чичерина, С.М. Соловьева и др. В 1893 - 1895 годах, по поручению
императора Александра III, читал курс русской истории великому князю Георгию
Александровичу; в 1893 - 1905 годах был председателем Общества Истории и
Древностей при Московском университете. В 1901 г. был избран ординарным
академиком, в 1908 г. - почетным академиком разряда изящной словесности
Академии Наук; в 1906 г. избран членом государственного совета от Академии Наук
и университетов, но отказался от этого звания. С первых же прочитанных им
курсов за Ключевским утвердилась слава блестящего и оригинального лектора. В
1899 г. Ключевский издал «Краткое пособие по Русской истории», а в 1904 г.
приступил к изданию полного курса. Всего вышло 4 тома. Ключевский дает свое
строго субъективное понимание русского исторического процесса, ни с кем не
вступая в полемику.
Классен, Егор
Иванович (1795 - 1862),- российский
дворянин, современник А.С.Пушкина. Разобраться в деталях биографии известного Русского
историка и общественного деятеля довольно сложно. Словарь «Русские писатели.
1800-1917 гг.» (М., 1992) счёл Классена «немцем по происхождению и русским
подданным с 1836 г». По другим источникам - он был из южнорусских казаков
(Григоренко). В 1825 г. в чине коллежского секретаря поступает учителем российского
гражданского права в Московскую практическую коммерческую академию, где вскоре
утверждается секретарем Совета академии, а в 1831 г. - попечителем академии.
В 1826 г. он был в Комиссии по коронации Николая I. Классен написал ряд
научно-образовательных работ, связанных с различными областями его
профессиональной и преподавательской деятельности. Классен выпустил очерковую
книгу «Новые материалы для древнейшей истории славян вообще и славяно-руссов до
рюриковского времени в особенности, с легким очерком истории руссов до
Рождества Христова» (в. 1-3, М., 1854 - 1861), сопроводив каждый выпуск
«Описанием памятников, объясняющих славяно-русскую историю», составленным Ф.
Воланским в собственном переводе и со своими примечаниями. В исторических
суждениях (в том числе о существовании письменности у древних славян до
принятия христианства) Классен опирался на памятники материальной и духовной
культуры народа — надгробные и другие надписи, названия племен и народов, имена
людей, легенды и народные песни. Книга Классена показывает не выдуманную
досужими академиками, а нашу, пусть и с заметным несовершенством, слишком
бегло, настоящую отечественную
историю, чем и раздражает наших «учёных» историков одно упоминание его имени.
Карамзин,
Николай Михайлович (1 декабря 1766 - 22 мая 1826) - русский писатель,
поэт, журналист, историк. Родился в Симбирской губернии в семье помещика.
Получил хорошее домашнее образование. Служил в Преображенском полку в Петербурге.
Уйдя в отставку в чине подпоручика в 1784, переехал в Москву и сблизился с
масонами. В 1787-1789 гг. Карамзин публиковал переводные, в основном немецкие,
произведения. В 1791-92 гг. после года путешествий по Европе издавал «Московский
журнал». Значительную часть публикаций в нем составили произведения самого
Карамзина, - плод поездки по Европе, определившие собой основной тон журнала -
просветительский. Однако в 1792 г. «Московский журнал» был прекращен после
публикации в нем оды «К Милости», поводом к созданию которой стал арест
близкого Карамзину масона Н.И. Новикова. Карамзин осудил Французскую революцию,
потрясшую его своей жестокостью. Это побудило в нем сомнения в возможности для
человечества достичь благоденствия. Философия отчаяния и фатализма пронизывает его
новые произведения. К середине 1790-х Карамзин стал признанным главой русского
сентиментализма. Он был непререкаемым авторитетом для Жуковского, Батюшкова,
юного Пушкина. В 1798 г. Карамзиным был основан «Пантеон иностранной
словесности». Еще более значительным стало издание журнала «Вестник Европы», в
котором преобладали литература и политика. В своих политических статьях
Карамзин обращался с рекомендациями к правительству, указывая на роль
просвещения, чем вызвал царственное неудовольствие. Однако позднее, Карамзин осудил
восстание декабристов и в 1803 через посредство М. Муравьева получил
официальное звание придворного историографа. В 1804 он приступил к созданию «Истории
государства Российского», над которой работал до конца дней, но не завершил. Смерть
оборвала работу над 12-м томом в1826 в Петербурге.
...Если в нынешнее лихолетье Ваши сердца еще хранят Веру, то зажгите
свечу Надежды, Любви, Добра, Красоты, - уделите минуту
и вместе с музыкой пройдите путем истории по Святой Руси сокровенными тропами из Великого Прошлого в Великое Будущее. И произойдет дивное: каждый из Вас, пусть и на минуту, - возведет в душе Храм Русского Мира...