Костомаров,
Николай Иванович (4 мая 1817 – 7 апреля 1885) - русский историк. Родился
в старинной дворянской семье. Внебрачный сын помещика и крепостной крестьянки.
Этнограф, писатель, член-корреспондент Петербургской АН (1876). Один из
руководителей Кирилло-Мефодиевского общества. Сторонник украинской
культурно-национальной автономии. На первых этапах своего творчества находился
под влиянием революционно-космополитических элементов (Герцен, Чернышевский и
т.д.), но впоследствии порвал с ними. Костомаров рассматривал русское
государство как соединение «двух начал» - вечевого и единодержавного. Главный
упор в своих исторических трудах он делал на исследование быта, народной
психологии и духа народа. Резко выступал против еврейского засилья в
Малороссии. Основное сочинение – «Русская история в жизнеописаниях ее
главнейших деятелей».
Соловьев,
Сергей Михайлович (5 мая 1820 – 4 октября 1879) - один из крупнейших
русских историков, сын московского священника. Окончил I отделение философского
факультета Московского университета (1838—1842). Сильное влияние на Соловьева
при изучении предмета русской истории оказал Т. Грановский. Курс Грановского
внушил Соловьёву сознание необходимости изучать русскую историю в тесной связи
с судьбой других народностей и в широкой рамке духовной жизни вообще. Работа за
границей (1842 - 1844) в качестве домашнего учителя в семье графа Строганова,
дали Соловьёву возможность слушать профессоров в Берлине, Гейдельберге и
Париже, Праге, и вообще, всмотреться в строй европейской жизни. В 1845 году
занял в Московском университете кафедру русской истории, остававшуюся вакантной
после ухода Погодина. Опубликованные работы выдвинули Соловьёва, как крупную
научную силу с оригинальным умом и самостоятельными воззрениями на ход русской
исторической жизни, окончательно установив за ним репутацию первоклассного учёного. Западник по убеждениям, но не отталкивал и славянофилов. Идеалом Соловьёва была твёрдая самодержавная власть в тесном союзе с лучшими
силами народа. Над «Историей России», славой его жизни и гордостью русской
исторической науки, Соловьёв неустанно работал 30 лет.
ДРЕВНЯЯ РОССИЙСКАЯ ИСТОРИЯ ОТ НАЧАЛА
РОССИЙСКОГО НАРОДА ДО КОНЧИНЫ ВЕЛИКОГО КНЯЗЯ ЯРОСЛАВА ПЕРВОГО ИЛИ ДО 1054 ГОДА СОЧИНЕННАЯ
МИХАЙЛОМ ЛОМОНОСОВЫМ, СТАТСКИМ СОВЕТНИКОМ, ПРОФЕССОРОМ ХИМИИ И ЧЛЕНОМ
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ИМПЕРАТОРСКОЙ И КОРОЛЕВСКОЙ ШВЕДСКОЙ АКАДЕМИЙ НАУК
Ключевский, Василий Осипович (16 января 1841 - 12 мая 1911) - русский историк, сын
сельского священника Пензенской епархии. В 1861 г. поступил на
историко-филологический факультет Московского университета, где слушал Ф.М.
Буслаева, Б.Н. Чичерина, С.М. Соловьева и др. В 1893 - 1895 годах, по поручению
императора Александра III, читал курс русской истории великому князю Георгию
Александровичу; в 1893 - 1905 годах был председателем Общества Истории и
Древностей при Московском университете. В 1901 г. был избран ординарным
академиком, в 1908 г. - почетным академиком разряда изящной словесности
Академии Наук; в 1906 г. избран членом государственного совета от Академии Наук
и университетов, но отказался от этого звания. С первых же прочитанных им
курсов за Ключевским утвердилась слава блестящего и оригинального лектора. В
1899 г. Ключевский издал «Краткое пособие по Русской истории», а в 1904 г.
приступил к изданию полного курса. Всего вышло 4 тома. Ключевский дает свое
строго субъективное понимание русского исторического процесса, ни с кем не
вступая в полемику.
Кузьмин, Аполлон
Григорьевич (8
сентября 1928 – 9 мая 2004) - родился в селе Высокие Поляны Пителинского района
Рязанской области в семье сельского фельдшера. В 1956 г. Кузьмин окончил
исторический факультет Рязанского государственного педагогического института. В
1963 г. защитил в МГУ кандидатскую диссертацию «Рязанское летописание» и в 1971
г. докторскую – «Начальные этапы древнерусского летописания». Продолжал лучшие
традиции дореволюционной русской исторической науки. Кузьмина опирался на
глубокие корни «малой родины» – Рязанской земли, что проявилось в его
народничестве и народолюбии.
Был блестящим, общественно активным публицистом. В 1969-1975
гг. А.Г. Кузьмин состоял заместителем главного редактора журнала «Вопросы
истории», в 1982-1991 гг. был членом редколлегии журнала «Наш современник». О
характере его публицистики дает представление сборник статей 1990-х гг.
«Мародеры на дорогах истории».
Глубоко
русский человек, А.Г. Кузьмин писал о мистификации «русской идеи», которую
объяснял запутанностью вопроса об этнических истоках Древнерусского
государства. Сам историк придерживался мнения о разноэтничности славян и
племени «русь», - опирался на древнюю традицию, отраженную в источниках Х-Х
VIII вв.
Классен, Егор
Иванович (1795 - 1862),- российский
дворянин, современник А.С.Пушкина. Разобраться в деталях биографии известного Русского
историка и общественного деятеля довольно сложно. Словарь «Русские писатели.
1800-1917 гг.» (М., 1992) счёл Классена «немцем по происхождению и русским
подданным с 1836 г». По другим источникам - он был из южнорусских казаков
(Григоренко). В 1825 г. в чине коллежского секретаря поступает учителем российского
гражданского права в Московскую практическую коммерческую академию, где вскоре
утверждается секретарем Совета академии, а в 1831 г. - попечителем академии.
В 1826 г. он был в Комиссии по коронации Николая I. Классен написал ряд
научно-образовательных работ, связанных с различными областями его
профессиональной и преподавательской деятельности. Классен выпустил очерковую
книгу «Новые материалы для древнейшей истории славян вообще и славяно-руссов до
рюриковского времени в особенности, с легким очерком истории руссов до
Рождества Христова» (в. 1-3, М., 1854 - 1861), сопроводив каждый выпуск
«Описанием памятников, объясняющих славяно-русскую историю», составленным Ф.
Воланским в собственном переводе и со своими примечаниями. В исторических
суждениях (в том числе о существовании письменности у древних славян до
принятия христианства) Классен опирался на памятники материальной и духовной
культуры народа — надгробные и другие надписи, названия племен и народов, имена
людей, легенды и народные песни. Книга Классена показывает не выдуманную
досужими академиками, а нашу, пусть и с заметным несовершенством, слишком
бегло, настоящую отечественную
историю, чем и раздражает наших «учёных» историков одно упоминание его имени.
Карамзин,
Николай Михайлович (1 декабря 1766 - 22 мая 1826) - русский писатель,
поэт, журналист, историк. Родился в Симбирской губернии в семье помещика.
Получил хорошее домашнее образование. Служил в Преображенском полку в Петербурге.
Уйдя в отставку в чине подпоручика в 1784, переехал в Москву и сблизился с
масонами. В 1787-1789 гг. Карамзин публиковал переводные, в основном немецкие,
произведения. В 1791-92 гг. после года путешествий по Европе издавал «Московский
журнал». Значительную часть публикаций в нем составили произведения самого
Карамзина, - плод поездки по Европе, определившие собой основной тон журнала -
просветительский. Однако в 1792 г. «Московский журнал» был прекращен после
публикации в нем оды «К Милости», поводом к созданию которой стал арест
близкого Карамзину масона Н.И. Новикова. Карамзин осудил Французскую революцию,
потрясшую его своей жестокостью. Это побудило в нем сомнения в возможности для
человечества достичь благоденствия. Философия отчаяния и фатализма пронизывает его
новые произведения. К середине 1790-х Карамзин стал признанным главой русского
сентиментализма. Он был непререкаемым авторитетом для Жуковского, Батюшкова,
юного Пушкина. В 1798 г. Карамзиным был основан «Пантеон иностранной
словесности». Еще более значительным стало издание журнала «Вестник Европы», в
котором преобладали литература и политика. В своих политических статьях
Карамзин обращался с рекомендациями к правительству, указывая на роль
просвещения, чем вызвал царственное неудовольствие. Однако позднее, Карамзин осудил
восстание декабристов и в 1803 через посредство М. Муравьева получил
официальное звание придворного историографа. В 1804 он приступил к созданию «Истории
государства Российского», над которой работал до конца дней, но не завершил. Смерть
оборвала работу над 12-м томом в1826 в Петербурге.
...То была по-детски чистая и искренняя мечта,
лишенная философской утонченности восточных легенд, но полная надежд на спасение
от всех мерзостей мира. И так же, как на Востоке, она принималась скорее за
быль, чем за красивую сказку. Беловодье искали — истово, рискуя жизнью и
нередко ее теряя...
В этом труде потомственного казака, офицера-фронтовика,
служившего в Донской белоказачьей армии описана история казачества от
образования войска казачьего до белогвардейского периода. В ней описывается
история не только Донских казаков, но и Уральского, Кубанского и Терского,
Оренбургского и Астраханского, Сибирского и Семиреченского, Забайкальского и
Енисейского, Амурского и Уссурийского казачьего воинства.
Он возводит происхождение казачества к взимаемой Золотой
Ордой с покоренной Руси «дани кровью» - «тамги». Забираемые в Орду русские
юноши использовались для охраны степных границ и несения ямской службы,
воспринимая уже готовые формы военной и общественной организации степняков
(монголов и половцев). Само по себе это мнение спорно, но данный эпохальный труд
стоит того, что бы с ним ознакомиться.