В фольклоре русских крестьян
XVII–ХIХ в. Беловодье – чудесная страна, с богатыми землями и природой,
свободная от гнета бояр и «гонителей веры», где вдали от мира живут святые
праведники, где главенствует добродетель и справедливость. Попасть в эту страну
могли только добродетельные люди. Ее называли «Страной справедливости и
благоденствия», «Страной Запретной», «Страной Белых Вод и Высоких Гор»,
«Страною Светлых Духов», «Страною Живого Огня».
В славянской мифологии Беловодье
помещается на Крайнем Севере, в «северных землях в Поморье, от реки великой Обь
до устья Беловодной реки, и эта вода бела как молоко…». Но из текста непонятно
идет ли речь о том же самом Беловодье, или речь просто идет о характеристике
«белых вод» на севере. В легендах северных народов IX в. говорится о священном
храме, построенном «на горе, окруженной морском рукавом. Богатств, подобных
тем, что там собраны, нигде нельзя найти, даже в Арабии». По мнению А. Асова
этот храм бога Ямала находился на полуострове Ямал близ устья Оби и является
прообразом Беловодья. Согласно славяно-арийским ведам землей Беловодье являлся
остров Буян, который находился на Восточном море, на месте современной
Восточной Сибири в очень древние времена. Гипотеза о северных полярных корнях
Беловодья, и даже Шамбалы, продолжает разрабатываться в публикациях русских
историков В. Демина и А. Асова.
Белый – священный цвет для многих народов,
символизирует чистоту. Белый – не обязательно север. В символике востока, можно
встретить и положение, когда белый цвет обозначал восток. В древнеиндийских
пуранах есть рассказ о Швета-двипа – Белом острове, расположенном под полярной
звездой на самом севере, но этот рассказ относится к более раннему времени, чем
появление сведений о Шамбале. Отождествление Беловодья с Шамбалой не совсем
корректно. – Если Беловодье стремились найти ради спокойной мирской жизни, то
Шамбалу искали ради получения знаний и духовного просветления. Кроме того, известный
миф о Беловодье возник почти на семь столетий позже первых свидетельств о
Шамбале.
Очевидно, русский народ самостоятельно
пришел к данной мифологеме Золотого века через более близкие и понятные ему
образы. Испокон веков русские люди, мечтая о лучшей жизни, устремлял свой взор
на Север. Именно здесь находилась, по мнению многих книгочеев, проповедников и
просто мечтателей, благословенная страна, сравнимая разве что с земным раем.
Наиболее известна северорусская
легенда о Беловодье. Изначально традиция помещала его в районе (акватории)
Ледовитого океана. Уже в «Мазуринском летописце» отмечается, что легендарные русские
князья Словен и Рус, правившие задолго до Рюрика, «обладали северными землями
по всему Поморью: и до реки великой Оби, и до устья Беловодной воды, и эта вода
бела, как молоко…». «Молочный оттенок» в древнерусских записях имело все, что
относилось к заснеженным просторам Ледовитого океана, который и сам в
летописаниях нередко именовался Молочным.
В наиболее древних версиях
старообрядческих беловодских преданий (а всего известно не менее 10 списков в
трех редакциях) говорится именно о Ледовитом океане: «Также и россияне во время
изменения церковного чина Никоном – патриархом московским – и древнего
благочестия бежали из Соловецкой обители и прочих мест Российского государства
немалое число. Отправились по Ледовитому морю на кораблях всякого звания людей,
а другие и сухопутным путем и оттого наполнились те места». В другой рукописи
приводятся более конкретные сведения о жителях (колонистах) Беловодья:
«[Поселенцы] живут в глубине окияна-моря, место называемое Беловодие, и озер
много и семьдесят островов. Острова есть по 600 верст и между их горы. А проход
их был от Зосима и Савватия соловецкими кораблями через Ледское море».
Впоследствии представления о местонахождении Беловодья изменились. Русские
странники, жаждавшие найти Страну Счастья, искали ее и в Китае, и в Монголии, и
в Тибете, и в «Опоньском государстве».
В 1893 г. появилась легенда о поисках Беловодья на востоке
отцом Сергием, который был в давние времена послан великим князем Владимиром
Красное Солнышко, с посольством искать Беловодье, и провел в поисках 56 лет.
«Отец Сергий, желая помочь великому князю, строго постясь, молитвенно просил
Всевышнего ниспослать ему откровение, какой ответ давать великому князю. На
седьмую ночь, во сне, явился отцу Сергию настоятель Афонского монастыря, в
котором его постригли – и напомнил ему о древнем сказании про Беловодье. Отец
Сергий, пробудясь, возблагодарил Господа за дарованное откровение и ясно
припомнил слышанное им от настоятеля, в бытность свою в монастыре, следующее. В
глубокой древности один Византийский царь, не довольствуясь верой своей и
своего народа, собрав мудрецов всей страны, просил их сказать, куда посылать
посольства для выбора новой, лучшей веры. После долгих пересудов один из
мудрецов, приехавших с Востока, сказал, что ему в свое время его учитель,
старец мудрец, поведал, что далеко на востоке существует где-то страна
Беловодье, – сказочная обитель вечной красоты и истины, и что туда, по его разумению,
и нужно обращаться за советом, но что одна из особенностей той страны та, что
не всякий ее может найти, туда доехать и в нее проникнуть, а только избранный –
кто позван. Царю сказание понравилось и он снарядил посольство на Восток, во
главе с мудрецом. Через 21 лето мудрец вернулся, но только один, все другие,
уехавшие с ним, погибли.
По мере продвижения русских казаков
на восток, так и не найденная земля блаженного Беловодья, смещалась в
представлении русских крестьян все дальше в неосвоенные территории.
Первая документально отмеченная
попытка найти Беловодье относится к 1825 году. Последняя — к разгару
гражданской войны в Сибири...
Первые официальные известия о Беловодье
ведут нас к началу XIX века. Все началось с того, что в Петербург из Томской
губернии приехал поселянин Бобылев и донес министерству внутренних дел, что на
море, в Беловодье, живут старообрядцы числом до 500 000 человек и дани никому
не платят. Осели они на далеких островах Тихого океана, до которых можно было
добраться, двигаясь от Бухтармы через Китай. Бобылев сообщил, что старообрядцы
не прочь служить русскому царю. Министерство поверило страннику — беглых в ту
пору во всех концах мира водилось немало, да еще и выдало Бобылеву на
посольские расходы 150 рублей. Но он не доехал даже до сибирского
генерал-губернатора и бесследно исчез.
Среди староверов существовало
поверье: кто пойдет по следам завоевателей-татар в Монголию, тот найдет страну,
где живут в затворничестве святые. Это и есть Беловодье-Шамбала. Вот что писал
об этом русский писатель Вячеслав Шишков: «Нужно пересечь степи, горы и леса,
сохраняя направление на Восток, к солнцу. Если судьба предназначила это Вам с
рождения, вы увидите Беловодье. Эта страна не принадлежит никому. С
незапамятных времен здесь царят истина и доброжелательность — это действительно
чудесная страна».
Вскользь упомянутая в 1807 году в
официальной переписке легенда о Беловодье будоражила увлекающиеся умы почти до
начала XX века. Распространяли легенду в основном члены секты «бегунов», или
«странников» — самого беспокойного в старообрядчестве «толка». Первые
проповедники «странничества» появились в Поморье в конце XVII века. Это были
соловецкие мятежники, бежавшие в леса. Позже «странники» организовали
собственную общину. Основал ее беглый солдат Евфимий, собрав вокруг себя таких
же, как он, отверженных — бывших солдат, крестьян и нищих.
Евфимий поучал, что сам Бог
заповедал пророкам бежать из Вавилона, коим является наш погрязший в грехах
мир: «невозможно одним оком зрети на небо, другим на землю». «Бегуны»
скрывались от присмотра государства, не имея ни кола ни двора. В одной из
старых книг об этих людях сказано так: «Ложем его будет земля, в возглавие его
ляжет камень, в день холода и мраза будет ударять он во всякую дверь, ища себе
убежища».
Что же искали эти вечные странники?
Царство Божье на земле. «Града настоящего не имамы, а грядущего взыскуем» —
такова была их первая заповедь. Именно «бегунам» пришлась по душе красивая
легенда о неведомых землях и вольных островах.
Отправлявшиеся на поиски Беловодья
тайно снабжались особым путеводителем — «Путешественником». Это были листки в
одну-две странички, исписанные неловкой крестьянской рукой. В них содержался
призыв бежать на «райские острова» и подробная, в меру того времени и для
такого легендарного маршрута, инструкция о том, каким путем следует добираться
до Беловодья: Казань, Екатеринбург, Тюмень, Алтайские горы, Уймон. Дальше
русская земля кончалась, и через Китайское государство к берегу «окиян-моря»
предстояло идти неведомыми тропами.
Существовало несколько вариантов маршрутов
достижения Беловодья.
В XVIII веке появляется рукописное
«Путешествие инока Марка в Опоньское царство», где он, якобы, обнаружил 179
православных церквей и среди них 40 русских. В путешествии Марка был описан
путь в страну Беловодье: «От Москвы на Казань, от Казани до Екатеринбурга, и на
Тюмень, на Каменогорск, на Выборскую деревню, на Избенск, вверх по реке Катуни,
на деревню Устьюбу, во оной спросить странноприимца Петра Кириллова. Около их
пещер множество тайных, и мало подоле от них снеговых гор…»
Исследователи убеждены, что все
списки имеют родственное происхождение — слишком схожи географические названия
и ориентиры: к примеру, горы тянутся на 300 верст, а весь путь через Китай
продолжается 44 дня. Совпадают и описания самой страны Белых Вод — она
раскинулась на 70 островах, поросших густым лесом. « А земные плоды всякия
весьма изобильны бывают; родится виноград и сорочинское (сарацинское) пшено
(значит, рис) и другие сласти без числа, злата же и серебра и камения драгого и
бисеру зело много, ему же несть числа, яко и умом непостижимо». Путешествующего
должны были встречать благовестом без малого 170 церквей.
«Путешественник» предупреждал, что
жители Беловодья «в землю свою никого не пущают». Правда, запрет относился
только к злым людям — чиновникам и попам. На острове нет ни войска, ни самого
государства. Здесь все живут исключительно по «божецкому закону». Это тихая
крестьянская страна всего лишь с двумя городами — Скитаем и Кабаном.
По легенде, записанной Н. Рерихом,
дорога в Беловодье лежит через Алтай: «Отсюда пойдешь между Иртышем и Аргунью…
Коли не затеряешься, то придешь к соляным озерам… И дойдешь ты до гор
Богогорши, а от их пойдет еще трудней дорога. Коли осилишь ее, придешь в
Кокуши. А затем возьми путь, через самый Ергор, к самой снежной стране, а за
самыми высокими горами будет священная долина. Там оно и есть, самое Беловодье…
В далеких странах, за великими озерами, за горами высокими, там находится священное
место, где процветает справедливость. Там живет Высшее знание и Высшая мудрость
на спасение всего будущего человечества. Зовется это место Беловодье. <…>
Много народу шло в Беловодье. Наши деды <…> тоже ходили. Пропадали три
года и дошли до святого места. Только не было им позволено остаться там, и
пришлось вернуться. Много чудес они говорили об этом месте. А еще больше чудес
не позволено им было сказать».
Н. Рерих в «Сердце Азии» писал об
убеждениях староверов: «В далеких странах, за великими озерами, за горами
высокими находится священное место, где процветает справедливость. Там живет
высшее знание и высшая мудрость на спасение всего будущего человечества.
Зовется это место Беловодье». Подробный рассказ о путешествии алтайских староверов
в Западный Китай на озеро Лобнор и дальше, в высокие нагорья Куньлуня,
приводится в романе П.И. Мельникова (Андрей Печерский) «В лесах»: «Есть на
земле места сокровенные, Богом спасаемые грады и обители, где твердо и нерушимо
соблюдается «древнее благочестие» и епископы правоверные сияют как солнце… Шли
мы через великую степь Китайским государством сорок четыре дня сряду… Много
было бед, много напастей!… Но дошли-таки мы до Беловодья. Стоит там глубокое
озеро, да большое, ровно как море какое, а зовут то озеро Лопонским, и течет в
него от запада река Беловодье. На том озере большие острова есть, и на тех
островах живут русские люди старой веры».
Первая партия русских в поисках
вольной земли отправилась в путь в 1840 году, но самая многочисленная группа в
130 человек пришла на Лобнор в 1860 году, где путники обосновались, построили
поселок, начали пахать землю. С местными жителями пришельцы объяснялись при
помощи казахского языка, который освоили еще на Алтае.
Озеро Лобнор расположено на юге
пустыни Гоби. По признанию археологов, этот, один из самых важных
археологических районов земного шара мало изучен и редко посещается. Официальной
наукой он был «открыт» в начале XX века, когда шведский исследователь и географ
Свен Гедин и его группа из пяти человек изучали и наносили на карту маршрут
через широкую и труднопроходимую пустыню Такла-Макан. Они натолкнулись тогда на
обнажившиеся после сильной песчаной бури руины города Лоуланя, стоявшего
некогда на острове и засыпанного полторы тысячи лет назад дрейфующими песчаными
дюнами высотой в 300 фунтов. Последующие раскопки в пустынных районах,
прилегающих к озеру Лобнор, подтвердили проживание здесь людей еще 10 тысяч лет
назад, когда климат был благоприятнее, чем в наши дни. Особенности сухого
климата и песок оказались превосходными консервантами. Древние предметы, которые
в других местах земного шара разлагаются от времени, здесь остаются целыми.
Латышский писатель Рихард Рудзитис,
исследующий проблему Беловодья, пишет: «Выдающийся исследователь Центральной
Азии П.М. Пржевальский в описаниях своих экспедиций упоминает о том, что около
1860 года сто тридцать старообрядцев с Алтая дошли до озера Лобнор – до
тибетских границ, наверное, в поисках обетованной земли Беловодья. Выносливые
алтайские пахари и охотники поселились около развалин города Лоб. В этом
суровом чужом краю сохранились и могилы богоискателей. Пржевальский ревностно
искал их следы в окрестностях Лобнора, их также исследовал их ученик Козлов, и
шведский ученый и путешественник Свен Гедин тоже уделял им внимание».
Свидетельства о поисках русскими
староверами Беловодья зафиксированы также первопроходцами в центральной Азии
П.К. Козловым. Г.Е. Грум-Гржимайло, В. Рокхаллом, Г. Бонвало.
Интересные факты о поисках Беловодья
русскими староверами приводит в своей статье «Легенда о Беловодье» заместитель
главного редактора журнала National Geographic Сергей Моргачев: «Самым дальним
в истории этих путешествий оказался поход под руководством братьев Бобровых –
Семена и Хрисанфа. Староверы выступили из Бухтарминской долины с семьями. Ехали
верхом, были вооружены, везли с собой товары для обмена. Перейдя Нарымский
хребет, взяли курс на реку Черный Иртыш.
Когда все это происходило? Ответить
на этот вопрос не так просто. Дата начала похода Бобровых варьируется в разных
источниках от 1860 до 1863 года (разные сведения приводятся и о числе его
участников – от 50 до 200 человек). Более того, на этот же отрезок времени (конец
1850 – начало 1860 гг.) указывают и другие свидетельства очевидцев о пребывании
русских староверов на юге Китайского Туркестана, что сразу ставит вопрос: идет
речь об одной и той же экспедиции или же о нескольких – двух? Трех? Четырех?
Можно предположить, что походов в страну Лоб и далее в Тибет в упомянутый
период было четыре. Группа под руководством Емельяна Зырянова достигла гор
Алтынтаг, но, не найдя пути, вернулась на равнину; отряд под водительством
некоего Ивана надолго останавливался в районе Лобнора; еще одна группа,
руководитель которой неизвестен, была с применением силы изгнана из Чарклыка
китайскими властями, что сопровождалось убийством нескольких переселенцев (это
сообщение появляется в источниках лишь единожды); и, наконец, отряд Бобровых –
его поход оказался наиболее успешным, коль скоро он смог перевалить через
Алтынтаг и пересечь Цайдам в Северном Тибете.
Как представляли себе староверы цель
своих походов? Однозначный ответ на это вопрос вряд ли возможен. Но, руководители
всех староверческих походов в глубь Китая, о которых мы располагаем более-менее
полными данными, предварительно выезжали в район Лобнора на разведку, и поэтому
можно с уверенностью сказать: они отлично знали, что никаких описываемых в
легенде о Беловодье старинных православных городов с «церквями, митрополитами и
епископами» в китайских землях нет. Часть рядовых участников тоже
руководствовалась вполне реалистическими целями. В рассказе Ассана Зырянова,
сына руководителя одной из экспедиций, есть упоминание о том, что «некоторые
пошли в Китай ради разживы», то есть в расчете на богатые земли.
Отряд Бобровых пересек степи
Джунгарии, перевалил через хребты Тянь-Шаня, вышел к озеру Баграшкель и городу
Карашар и, двигаясь далее на юг, после разных приключений достиг селения
Чарклык, что юго-западнее озера Лобнор (заметим, что в то время это уникальное
озеро, меняющее свое положение, находилось примерно на 100 километров
юго-западнее своего нынешнего места). Здесь путешественники решили
остановиться; они поселились в землянках, стали обрабатывать землю и провели в
Чарклыке год или немного больше. Охотились, ловили рыбу, пахали землю. С
местными жили мирно. Но пустынные, засоленные окрестности Лобнора, где
земледелие и небольшие тополевые леса сосредоточены лишь в оазисах и по берегам
рек, были далеки от образа Беловодья. Меньшая часть переселенцев отправилась в
обратный путь, большая же решилась двинуться дальше на юг, где их ждали горы
Алтынтаг. Пройдя хорошо известной в Центральной Азии горной дорогой,
соединяющей Лобнор с Цайдамом, экспедиция прибыла в урочище Гас – место в целом
еще более негостеприимное и непривычное для русского человека, чем страна Лоб.
Тем не менее примерно в 30 километрах к западу от озера Гас удалось отыскать
пригодные для жизни земли – с чистой ключевой водой, достаточным количеством
корма для лошадей, хорошей охотой. Это было урочище Чон-Яр на истоках реки
Ногын-Гол, впадающей в Гас. Староверы снова занялись земледелием – экспедиция
Пржевальского впоследствии нашла в этом месте следы их пашен. Менее через год в
отряде произошел очередной раскол, несколько семей покинули Чон-Яр. Двинувшись
через Цайдам и Алтынтаг по дороге на оазис Са-чжу, они благополучно достигли
его и кружной дорогой через Хами вернулись в Бухтарминскую долину».
Сложившаяся на Алтае в XVIII в.
община староверов жила по своим правилам и порядкам, по своим неписаным, но
строго соблюдавшимся законам. Староверам запрещалось пить алкоголь, курить
табак. Воровство и ложь считалось самыми страшными грехами. За тяжелые проступки
изгоняли из общины. Семьи у староверов были большие, до 15–20 человек, и дети
работали вместе со взрослыми с 5–6 лет. Это были очень трудолюбивые и
чистоплотные люди, привыкшие много и честно работать с детских лет. У
старообрядцев строго соблюдались заветы: «Не пить, не курить табак, не блудить,
трудиться».
На Алтае существует несколько
названий староверов: их зовут «кержаками», «каменщиками», «стариковскими». В
наши дни они обособленно проживают в больших, чистых поселках и очень
щепетильно относятся к приему новых членов в свою среду. Одно из таких
поселений, районный центр Усть-Кокс. Другое селение староверов – Верхний Уймон,
одно из самых старых сел, ему около 300 лет, находится в 15 км от Мульты.
Отличительной особенностью является чистота в поселке и раскрашенные яркими
красками палисадники и фасады домов. Раньше староверы жили в русских
избах-пятистенках и носили льняную одежду, украшенную символическими узорами.
Сегодня их быт изменился, появилось большое количество кирпичных домов и
обычная европейская одежда, но по-прежнему приезжие отмечают изобилие молока и
меда в селениях староверов, колоритные колодцы-журавли и ухоженные сады.
Приверженцев старых обрядов остается
с каждым годом все меньше и меньше. Случайным туристам практически невозможно
попасть в жилище старовера и даже близко с ними пообщаться. Замкнутость и
настороженность по отношению к праздным туристам отмечают большинство
современных исследователей быта староверов.