Нет народа, о котором было бы выдумано столько лжи, нелепостей и клеветы, как народ русский.
(Екатерина Великая, урожденная немка)
Реки Сибири кишат бегемотами. Жители Сибири добывают и продают их, если просыпаются после зимней спячки.
(Коммодор Р. Перри. Из доклада Парламенту 1742 г.)
Зачем нужны мифы о России?
Мифы
о себе есть абсолютно у всех народов. Обычно это мифы положительные – в
них народ предстает немного лучше, чем он есть на самом деле. Англичане
видятся самим себе деловитыми и честными, свободолюбивыми, преданными
короне и своей стране. Американцы считают себя прирожденными
демократами, не терпящими никакого неравенства и несправедливости между
людьми. Немцы – чувствительными, трудолюбивыми и добродушными.
Каждый такой миф – приятное упрощение, в котором нет
места для негативных сторон народного характера или черных пятен в
истории народа.
У всех народов есть мифы о своих соседях. Это мифы и
положительные, и отрицательные, черные: кого-то любят, кого-то и не
очень. Англичане ославили шотландцев как невероятных жадин. Мы до сих
пор сравниваем скрягу с шотландцем.
Корни этого мифа известны. Шотландцы и правда были
прижимистее англичан: народ это более бедный, они вели себя скромнее и
аскетичнее. Когда шотландские дворяне приезжали в Лондон ко двору новых
владык Шотландии – английских королей, английские дворяне смеялись над
их скромной одеждой и сдержанным поведением. Шотландцы не швыряли
щедрые чаевые, не переодевались пять раз на дню, не держали большого
штата слуг. Вот английские дворяне, уже разбогатевшие на торговле и
колониальном грабеже, и ославили шотландцев как жадин. И весь мир
поверил!
Но на уровне бытового общения шотландцы намного щедрее
англичан. По собственному опыту знаю: если вы гостите в средней
шотландской семье, то это совсем другое ощущение, чем в средней
английской! Шотландцы очень гостеприимные, искренние, дружелюбные.
Японцы до сих пор считают европейцев дикими и
нечистоплотными. Ведь у японцев с древности царил культ чистоты, они
принимали ванну три раза в неделю, разувались при входе в дом. Считая
иноземцев варварами, японцы XVI–XVII веков во много раз раздули миф о
нечистоплотности и грубости европейцев. Этим, кстати, идеологически
оправдывалась и политика сёгуната на полную политическую изоляцию
Японии от внешнего мира. «Что, мол, эти европейские варвары могут
принести кроме вшей и прочей заразы». В книге Дж. Клавелла «Сёгун»
прекрасно описаны мифы европейцев о японцах и наоборот.
Известны и черные мифы о самих себе: например, финны
искренне верят, что они неразговорчивые и упрямые. Так сильно верят,
что убедили в этом окружающие народы.
Мифы рождаются в народном сознании. Но их порой
используют и для политики. А другие мифы специально создаются для
ведения политической пропаганды. Целью создания подобных мифов является
легитимизация власти, полученной в результате переворота или революции.
Тогда на свет Божий извлекаются положительные мифы о новой власти и
создаются черные о старой.
Черные политические мифы создаются и о целых народах. В
Британии XVII–XIX веков сформировался громадный пласт мифологии об
ирландцах. По страницам газет расхаживал эдакий «Пегги» – аналог
«тонкошеего Аарона» или «русской свиньи». Вечно пьяный,
безответственный и нелепый ирландец Пегги изображался дураком и
бездельником, не способным научиться чему-то путному. Вечно у него по
10 детишек, которых он не способен прокормить, вечно он влипает в
разные идиотские ситуации, вечно пропивает имущество. Если «Пегги» и
голодал – то исключительно по причине собственной скотской сущности,
безответственности и неумения работать.
Невозможно разделить два понятия: «ирландцы» и «беспорядки», – утверждал Бернард Шоу, кстати, ирландец по происхождению.
В 1848 году в Ирландии случился неурожай. От страшного
голода умерло больше миллиона человек, а еще полтора миллиона уехали в
Америку. Не будь мифа о противном тупом «Пегги», британцам было бы
непросто смотреть в сторону Ирландии. А так миф позволял снять комплекс
вины, возложив ответственность за произошедшее на самих «неправильных»
ирландцев.
Тогда же сочинялись черные политические мифы о
колониальных народах. Ведь, «как известно», ни индусы, ни африканцы не
способны сами с собой управиться, они остро нуждаются в
наставниках-колонизаторах. Индия побольше Ирландии, но все же цифра
производит впечатление: не в одном 1848 году, а КАЖДЫЙ год с 1840 по
1900 в Индии умирало с голоду примерно МИЛЛИОН человек. Примерно –
потому что никто не считал. «Кто их, таджиков, блин, считает», как
говорится в любимом анекдоте московских строителей.
А почему в Индии голод?! Конечно же, потому, что в
Индии «неправильная» система земледелия. И потому, что индусы не умеют
работать, ленивы и глупы. Да еще и учиться не хотят. Колониальная
администрация пытается, пытается их исправить, да все без толку. И
вообще, верят индусы в каких-то дурацких богов со множеством рук и со
слоновой головой. Стали бы они протестантами, прихожанами англиканской
церкви – и не было бы в Индии никакого голода. Миссионеры стараются,
просвещают индусов… А они не хотят! Никакой положительности в них нет.
Политические мифы о нелепых индусах, не умеющих пахать
землю и собирать урожай, внедрялись в сознание народа средствами
государственной пропаганды со школьной скамьи, и даже усилиями таких
талантливых писателей, как Р. Киплинг и А. Конан-Дойль.
Таковы же и черные мифы о неграх в США. Почему они
рабы? А потому, что – сущие дети, не способные жить самостоятельно. И
умственно они отсталые, – до самых тупых белых им далеко-о. Грязью
заросли, сучьи дети, даже арифметике научиться и то не могут. Отпусти
их на волю, – им же самим только хуже. И к тому же криминальные типы.
Кто совершает 80 % всех преступлений? Негры! Белых женщин всех
перенасилуют, дай им только волю, негодяям.
Английский историк Болингвуд восхвалял
мудрость Творца:
мол, Господь создавал каждую расу для какой-то определенной цели. Белая
раса создана Богом, чтобы воевать и править. Желтая – идеальные
промышленные рабочие, исполнительные и трудолюбивые. Черные – отличные
сельскохозяйственные рабочие. Они тупые, к промышленному труду не
пригодные, а на солнце им, крепким физически и выносливым, не жарко.
Семиты же (подразумевались, видимо, арабы и евреи) – те просто
прирожденные торговцы.
К. Джордж «Бизонье сало главный вождь черноногих индейцев». 1832 г.
Так же ославлены и индейцы.
Кто они, коренные жители Америки? – Кровожадные сволочи, которые только
и делают, что охотятся за скальпами, поклоняются бизонам и солнцу,
«большие дети» – скачут по прериям, орут и воют. Не будем недооценивать
пропагандистский потенциал такого литературного жанра, как вестерн.
Поколение за поколением американцы читали книги, в которых простоватые,
но честные и милые белые ковбои осваивали «Дикий Запад», а грязные
жестокие дикари нападали на них, убивали и грабили.
С появлением кинематографа, вестерн сделался, чуть ли
не самым популярным киножанром в США. Черный миф об индейцах
утверждался уже не только силой печатного слова, но и лучшим в мире
американским кино с его кинотрюками и спецэффектами, богатой
цветопередачей, великолепным техническим исполнением.
Мифы кинематографа оказались такими сильными, что само
слово «индеец» вызывает в памяти некого воина верхом на коне с
томагавком! Этот миф совершенно поглотил память о цивилизациях инков,
ацтеков и майя, уничтоженных европейскими колонизаторами.
Все это примеры черных политических мифов о народах,
которых эксплуатируют, держат в нищете, не дают им подняться. Мифы,
которые духовно обслуживают создание колониальных империй, насилие и
грабеж.
Другие мифы, еще страшнее, идут в ход, когда надо идеологически бороться против серьезного геополитического врага.
Таков хотя бы миф, а вернее целый набор мифов XIX и XX
веков о немцах – поголовных садистах, любителях маршировать и
преступниках по нравственному убеждению. Немцев расписывали так, чтобы
любое преступление против них выглядело бы совершенно естественным
поступком. Чтобы даже обсуждать политику в отношении Германии стало бы
невозможно, чтобы при одном упоминании о Германии и немцах сразу
возникала бы чисто эмоциональная реакция. И любые доводы разума уже не
воспринимались бы.
Черный политический миф о немцах возник в XIX веке,
когда Германия стала конкурентом Британии и Франции. И ушел в небытие в
середине XX века, когда Германия перестала быть врагом и сделалась
стратегическим союзником. Тогда-то немцы из садистов и тупиц
«превратились» в трудолюбивых и «хороших».
Таковы же черные мифы о России. Этих политических мифов
так много, что их трудно, даже невозможно перечислить. В обойме и
отвратительные дороги, и поголовное пьянство, и особая кровавость
русской истории, и (ну, конечно же!) неумение работать, и жестокость
русских, и их стремление завоевать весь мир, и их рабская сущность и
многое-многое другое.
Черные мифы о России создавались не только для
политического использования. Но практически все бытовые и литературные
мифы были рано или поздно превращены в политические.
Бытовые и литературные мифы могут изменяться, даже
меняться на противоположные. Стоит почитать Томаса Манна и Эриха Марию
Ремарка, чтобы убедиться: в начале XX века в Германии русских считали
добрыми и веселыми людьми. А к концу 1930-х преобладало мнение о том,
что русские – люди мрачные и свирепые. А современные немцы колеблются
между комплексом вины перед русскими и представлениями о русских
дикарях, которых надо учить пользоваться телефоном и унитазом.
Политические мифы о России
Но вот
черные политические мифы о России просто поразительно стабильны. Как и
мифы о «Пегги», тупых неграх и жестоких индейцах, этот комплекс мифов
повествует вроде бы о разных сторонах жизни страны и народа, но на
самом деле формирует четкую и цельную картину. Передать ее можно
примерно так:
1. Русские – народ, в психологии которого нет
стремления регулярно работать, получить результат, хорошо организовать
труд. Именно поэтому в России нет чистых уборных, хороших дорог, царит
нищета и убожество. Царила, царит и будет царить, – ведь русским это
очень нравится.
2. Русские – непосредственные и веселые дети, у которых
игра легко становится жестокой и грубой, как у всех детей и дикарей.
Распорядиться собой они не способны, им нужен строгий, но справедливый
начальник – такой «отец», который бы приказывал, распоряжался, вел,
наказывал.
Типично в этом плане использование летописного мифа о
Рюрике. Вот, мол, пример того, что только иностранцы смогли принести
русским государственность и порядок.
Если брать историю, до сих пор неизвестно, существовал
ли вообще Рюрик. Неизвестно, был ли он князем в Ладоге или попросту
наемником, захватившим власть. Неизвестно, было ли вообще «призвание
варягов», и никто толком не может ничего сказать, откуда именно они
пришли. В. О. Ключевский полагал, что летописец «сказочкой о призвании
прикрыл факт узурпации и разбоя».
А миф о Рюрике-цивилизаторе живет и живет, делая свое черное дело! Под
Стокгольмом поставили даже памятник Рюрику – завоевателю и цивилизатору
Руси.
3. Русские – рабы в душе, для
них нормально почитание жестокой и грозной власти. Только авторитарную,
деспотическую власть они уважают, только ее принимают всерьез.
Демократия для них совершенно невозможна.
4. Российское государство не способно решать задачи
развития, управления громадной империей. В ней царит азиатская
деспотия, произвол и грубость нравов.
Единственная цель российского государства – завоевание
как можно большего пространства, покорение и эксплуатация соседских
стран и народов. Это – сокровенная цель Российской империи, и что бы ни
говорили сами русские, ничего другого от них ждать не приходится.
...
Русофобия приобрела в некоторых странах формы тотальной ненависти, которая стала сама по себе важным политическим ресурсом.
Политический капитал от такой пропаганды в Европе –
40 % коренных жителей, негативно относящихся к переселенцам из России.
«Матрешка – перестройка – балалайка – водка – Горбачев»! Это сначала
было забавно. Теперь это трансформировалось в «Путин – Чечня – Мафия –
КГБ – Куршавель» Всем бояться! «Рашн, гоу хоум!» Русофобская паранойя –
вещь опасная! Сразу вспоминается трагикомичный случай эпохи
маккартизма, как один отставной американский генерал, то ли с перепоя,
то ли с передозы выбросился из окна на асфальт с пистолетом в руке с
криком: «Спасайтесь! Русские идут!» Смешно и грустно. Но нам-то с вами
от этого не легче.
В США знание среди студентов о нашей стране, которое
обнаруживалось в ассоциативном ряде, связанном со словом «Россия»,
внедрено кинематографом и СМИ и во многом опирается на события
исторического прошлого – «водка», «шапка-ушанка», «холодный климат»,
«дефицит и длинные очереди», КГБ и «Карибский кризис».
При этом достигается и другая цель – ослабление самого
русского народа. Ибо под влиянием массированной пропаганды в сознании
русского народа начинают прорастать семена самокритики и различных
комплексов.
...
полный текст книги Владимира Мединского
(http://lib.rus.ec/b/119281)
|